Украсить полотенце древними узорами народов твоего края

  • Закрыть ... [X]

    Автор учитель изобразительного искусства Новикова Т.Н. ГОУ СОШ № 840

    Тема урока: Эскиз орнамента вышивки на полотенце.

    Тип урока: комбинированный

    Цель урока: Знакомство с символическим значением полотенца.

    Задачи:

    Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.

    Развитие образного мышления, художественного вкуса, творческой активности, самостоятельности.

    Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, к национальным традициям.

    Оснащение урока: Мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска, иллюстрации с изображением вышитых изделий, таблицы с изображением знаков символов, рисунки вышивок, вышитые работы, презентация в формате PowerPoint (Приложение 1).

    У ученика: бумага, фломастеры, краски, кисти, белая бумага, ножницы.

    Ход урока:

    Организационный момент:

    1. Приветствие.

    2. Проверка готовности к уроку.

    3. Проверить отсутствующих в классе.

    4. Сообщение темы и целей урока.

    Основная часть:

    1. Беседа о символическом значении вышивки и полотенца в жизни русского человека.

    2. Постановка художественной задачи.

    3. Практическое выполнение задания.

    4. Подведение итогов, выставка работ.

    Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками.

    С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные шитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия.

    Но самое большое распространение вышивка в русской деревни, где разнообразные узоры были самым главным украшением одежды и предметов быта.

    Учиться вышивать девочки начинали с 7-8 лет и уже с детства готовили себе приданое.

    Из поколения в поколение передавались узоры и приемы мастерства, и художественные особенности древних вышивок. Каждая из вышивальщиц дополняла полученные сведения чем-то своим. Но традиция при этом не разрушалась.

    Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.

    На полотенце вышивали узор красными нитками - это был древний оберег дома от злых духов.

    Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти. Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называетсяродильным.

    На голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти. Сомкнулись концы пояска, получился круг-символ солнца и бесконечности. Распоясался- значит, открылся нечистой силе.

    Ребёнка пеленали в свивальник - узкую длинную полоску ткани, это тоже полотенце.

    У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром - от ночных страхов и ужасов, вечером- от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило, и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.

    На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Это полотенце называли свадебным.

    И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души.

    Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространённого и древнего предмета народного быта- полотенца.

    Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках воплощались древние народные символы и обряды.

    Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком.

    Косой крест с загнутыми концами – солярный знак - солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).

    visH20.jpg

    Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».

    visH25.jpgvish8.jpg

    Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры (Макошь) с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.

    50310184_1256476386_018.jpgмакош7.jpg

    Считалось, что птица приносит добро человеку . Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.

    image_id21170w0h0_Russian_Linen_Embroidered_Towel_Tzar-Birds.jpg

    Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.

    6d81378144.jpgimage001.jpg

    Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

    kr.jpg

    Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.

    rusyzor13.jpg

    Основными цветами в вышивках были красный и белый.

    Белый цвет почитался как символ красоты и чистоты.

    Красный цвет – символ огня – в народном представлении прекрасный, красивый. В вышивке присутствуют и другие цвета, но белый и красный – главные.

    Постановка художественной задачи.

    Выполнить свой эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

    Практическое выполнение задания.

    Постараться создать композицию из знаков-символов, по-разному решить один и тот же изобразительный мотив. Из тонкой бумаги вырезать «кружева» и украсить ими полотенце.

    Подведение итогов.

    В конце урока на доске организуется экспресс- выставка готовых работ

    Литература

    Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.

    Афанасьев А.Н. Дерево жизни. М., 1983.

    Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. М., 2001.

    Велесова книга. М., 1995.

    Гордиенко Н.С. “Крещение Руси”: факты против легенд и мифов. М., 1984.

    Демин В.Н. Заветными тропами славянских племен. М., 2002.

    Казаков В. Мир славянских богов. М., 2000.

    Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга / Сост. А.И.Баженова, В.И. Вардугин. Саратов, 1993.

    Коринфский А.А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц. Смоленск. 1995.

    Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. Л., 1988.

    Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2003.

    Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996.

    Мифы народов мира. М., 1997.

    Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000.

    Петрухин В.Я. О функциях космологических описаний в погребальном культе // Обычаи и культурно-дифференцирующие традиции у народов мира. М. 1979. С. 3-16.

    Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси. – Смоленск, 1995.

    Повесть временных лет. Ч. 1 – 2. М.- Л., 1950.

    Рыбаков Б.А. Древняя Русь: сказания, былины, летописи. М., 1963.

    Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

    Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.

    Славянская мифология. Энциклопедический словарь. / Ред. В.Я. Петрухин, Т.А. Агапкина, Л.Н. Виноградова, С.М. Толстая. М., 1995.

    Топоров В.Н. Из славянской языческой терминологии. // Этимология 1986-87. М., 1989. С. 3-50.

    Топоров В.Н. Изобразительное искусство и мифология. Мифы народов мира. Т. 1. М., 1980.


    Источник: http://gigabaza.ru/doc/94772.html


    Поделись с друзьями



    Рекомендуем посмотреть ещё:



    Тайна старого узора - о ткачестве узоров на полотенцах Вязать манишку начинающих

    Украсить полотенце древними узорами народов твоего края Украсить полотенце древними узорами народов твоего края Украсить полотенце древними узорами народов твоего края Украсить полотенце древними узорами народов твоего края Украсить полотенце древними узорами народов твоего края Украсить полотенце древними узорами народов твоего края

    ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ