Хохломская роспись урок


  • Тема занятия: Хохломская роспись. Хохломская уточка

    Цель занятия: Изучение приемов кистевого письма хохломских мастеров. Развитие и умений кружковцев в кистевой манере росписи на примере изучения типовых элементов росписи Хохломы.

    Задачи занятия:
    • Познакомить с историей происхождения техники хохломской росписи.
    • Научить самостоятельно, составлять композицию, использовав при этом изученные элементы хохломской росписи.
    • Подбирать цвет

    Наглядные пособия и инструменты для руководителя кружка:
    • ноутбук
    • предметы хохломской росписи
    • таблицы элементов росписи

    Материалы и инструменты для кружковцев: утка изготовленная из папье- маше, кисти, палитра, гуашь, баночка для воды

    План занятия.
    1. Организационный момент.
    2. Сообщение темы и цели занятия
    3. Актуализация новых знаний, погружение в занятие
    -беседа- лекция : « Хохлома-центр народного художественного промысла». (рассказ сопровождается показом презентации)
    4. Техника исполнения элементов Хохломы
    - показ руководителем приемов хохломского письма
    -цветовая гамма хохломской росписи
    5. Творческая работа детей
    - роспись изделия
    6. Проверка руководителем выполненных работ.
    -самооценка качества выполнения росписи изделия.
    7.Подведение итогов занятия
    - рефлексия
    8. Уборка рабочего места

    Ход занятия

    1. Организационный момент.

    2. Сообщение темы и цели занятия.
    - Здравствуйте ребята! Сегодня придя на работу на столе, я обнаружила деревянную ложку.
    - Посмотрите, какая красивая деревянная ложка, а какая она красочная и яркая. Что же это за роспись? Давайте отправимся вместе в путешествие в страну, где расписывают вот такие ложки.

    Держа ложку в руке и показывая на ней узор, руководитель читает стихотворение про хохлому.

    Хохлома, Хохлома!
    Весь народ свела с ума!
    Яркая, лучистая, узоры золотистые
    Резные ложки и ковши
    Ты разгляди-ка, не спеши.
    Там травка вьется и цветы
    Растут нездешней красоты.
    Блестят они как золотые,
    А может, солнцем залитые.

    -Ребята, тема нашего занятия «Хохломская роспись».
    Сегодня вы узнаете об особенностях хохломской росписи, о том, какую роль и место она занимает в декоративном искусстве, об истории ее зарождения, я познакомлю вас с элементами хохломской росписи, научу их выполнять на данном изделии.

    3.Актуализация новых знаний. (Погружение в урок)

    Посмотрите на нашу ложку и скажите: нравится ли она вам?
    Почему она вам понравилась?

    -Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать?
    Тогда внимательно послушайте мой рассказ. (Рассказ сопровождается презентацией)

    Говорят в давние времена в Москве жил талантливый мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за его труды. Любил свое ремесло, но еще больше любил он свободу. Но однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота русской природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки.
    Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да красотой любоваться. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере донеслась до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких сапог. Узнав о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника, как ни искали. Нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер. Но осталось его удивительное искусство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты.
    Значит, кисть художника была необычной – она была из солнечных лучей.

    Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

    Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристо- оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

    Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Деревня Хохлома была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

    3. Техника исполнения хохломской росписи
    -Давайте рассмотрим изделия хохломской росписи, и увидим как, же изготовляли эти изделия. (Показ сопровождается стихотворением)

    Сколько здесь прекрасных чаш

    - это Вам подарок наш!
    Семеновская хохлома
    Вся золотиста, краснолика!

    А вот поднос.
    В нем алых ягод россыпь,
    Отголоска лета
    В зелени травы,
    Шелковые всплески
    Золотой листвы.

    Вот ладья: цветущий хвост –корма.
    Нос –петушиная головка
    Плывет по лесу хохлома.
    Расписанная очень ловко

    Наши ложки хохломские-
    Самый лучший сувенир.
    С позолотой – не простые
    Прогремели на весь мир.

    Все листочки как листочки.
    Здесь же каждый золотой.
    Красоту такую люди называют ХОХЛОМОЙ!

    Процесс изготовления хохломской посуды

    - Ребята, как вы думаете, как изготовляли эти изделия?

    Деревянные предметы, выточенные на токарном станке, или вырезанная ножом из липы или березы вещь тщательно покрывалась тончайшим слоем глины. Потом сушат в течении нескольких часов. Затем многократно покрывается олифой, красится серебрянкой (алюминиевый порошок), по которому затем наносится роспись масляными красками, главным образом черной и красной, как наиболее жаростойкими. Расписанную вещь вновь несколько раз олифят и сушат в печи. После чего серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще больше пламенеют на золотом и черном фоне, поэтому хохлому называют «золотой».
          


    - Рассмотрев изделия хохломских художников, скажите
    -Какие основные цвета используются в росписи?
    -Какой орнамент присутствует в росписи?

    Хохломская роспись радует нас яркими красками и золотистым сверканием. Краски, использованные в изделиях, символизируют следующее: красный-тепло, огонь, красоту, любовь; золотой- хохломская роспись урок свет, солнце; зеленый – цвет жизни, природы. А на черном фоне хорошо смотрятся все цвета.

    Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой» «яблочком», «ягодкой», «листком». «кудриной»

     

     

     

     

    В хохломе есть два письма: Верховое письмо- это когда узор наносится черной, красной, зеленой и желтой красками на серебристый фон изделия сверху. А фоновое письмо – сначала рисуют концом кисти контуры волнообразного стебля и всех крупных элементов узора, а затем серебристый фон изделия закрывают черной или красной краской, оставляя нарисованный узор незакрашенным.

    Хохломская роспись выполняется от руки без предварительного рисунка, с маху. При этом кисть у самого основания обхватывается тремя пальцами, собранными в щепотку, ставится перпендикулярно к украшаемой поверхности и концом с легким нажимом рисуют тонкую волнистую линию стебелька, ведя ее к себе, и слегка поворачивая кисть в сторону изгибов. От стебелька в обе стороны рисуют завитки: начинают с тонкой линии, затем плавно усиливают нажим на кисть, не забывая вращать ее, и заканчивают тонкой линией. Из отдельных завитков и мазочков разной формы складывается сложный мотив- «кустик», повторяя который можно получить ленту орнамента для украшения края изделия и узкой его грани или заполнить им пустоты, образовавшиеся вдоль стебля в сложной цветочной росписи. (Показ руководителем выполнения элементов хохломской росписи )

     


    В основе травки лежит плавно изгибающий стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки; они по всей длине густо усеяны большими и малыми завитками, напоминающие узкие листочки, каждый из которых имеет свою особую форму; одни листочки группируются вокруг небольших стебельков, другие густо покрывают стебель, перемежаясь с тонкими короткими штрихами; движение всех стебельков и листьев подчинено плавному движению стебля.
    Тренировочное упражнение
    -Ребята на столе у вас лежит полоска бумаги (черная, красная), выберите понравившийся цвет и вместе со мной нарисуем, «осочки», «травинки»- это мазки с небольшим плавным утолщением, «капельки»- прикладываем кисть к изделию, «усики» - изображаем непрерывной линией одинаковой толщины линию, закрученную в спираль, «завитки» - выполняем как и «усики», только с легким нажимом в середине элемента.

    4. Творческая работа детей. (Роспись изделия)
    Простые по форме, а радуют взор.
    Богат и наряден чудесный узор.
    По золоту фона затейливой змейкой
    Орнамент здесь вьется
    По-пробуй, сумей-ка.

    - Ребята на прошлом занятии мы с вами сделали из папье-маше красивую уточку, а сегодня мы с вами распишем ее хохломским узором, чтобы она была сказочно красивой.
    Для этого мы представим себя в роли хохломских мастеров.
    - Но прежде чем приступить к работе, я хочу вам напомнить поговорку: «Каков мастер, таково и дело», «Поспешишь, людей насмешишь».

    Руководитель проводит инструктаж при работе с гуашью и кистью.
    • Краски не пробуем на вкус, и не разбрызгиваем
    • Кисточкой не размахиваем, работаем внимательно и аккуратно
    • Не мешай соседу
    • Краски смешивай на палитре
    • После работы палитру, баночку и кисти хорошо промываем водой

    Самостоятельное выполнение детьми росписи утки. (музыкальный ряд)
    -руководитель проводит индивидуальную работу, помогает детям.

    • Физминутка
    Мы находимся в настоящей мастерской художника, и каждый из вас художник. Представьте узор, который вы хотели бы нарисовать. Вытяните руки, встряхните их, затем легким движением кисти рук поверните влево и вправо, вверх и вниз, а теперь разомните ладони и пальцы рук.

    6.Проверка руководителем выполненных работ. (Выставка работ)

    Вот наши сказочные уточки готовы. Посмотрите, какие они получились красочные, красивые. ( Каждая работа кружковцев рассматривается, учитывается тонкость, аккуратность работы, указываются недостатки в работе)
    Я предлагаю пополнить нашу  выставку нашими выполненными работами.


    7. Подведение итогов.Рефлексия.
    - Ребята, скажите, что вам запомнилось и понравилось на сегодняшнем занятии?
    - Какая информация помогла вам испытать чувство гордости за свой народ?
    - Пригодятся ли вам эти знания в жизни?
    Давайте оценим свою работу и настроение на занятии с помощью цвета. Так как в хохломской росписи присутствуют красный и черный цвет, то мы используем эти два цвета.
    На столе у вас лежат два цвета красный –занятие понравилось, черный- не понравилось. Выберите цвет и прикрепите его на доску.

    Наше занятие подошло к концу, благодарю вас за хорошую работу.

    Литература:
    1. Ю.А.Арбат. Русская народная роспись по дереву. М., Изобразительное искусство, 1970
    2. Н.П.Костерин Учебное рисование. М., Просвещение, 1980
    3. Иллюстрации росписи к презентации взяты из интернета: Яндекс. Картинки. Хохломская роспись
    4. Стихотворения о хохломе. П. Синявский. Хохлома.

     

    НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

     

       

     

     

                         

     

     

     

     

              


    Источник: http://vs0002.akkol.akmoedu.kz/documents/view/bef43b9d3d530f512f774ca0c6a1774c/?p=



    Рекомендуем посмотреть ещё:


    Закрыть ... [X]

    Уроки Хохломской росписи мастера Ирины Лямшиной. Обсуждение на Шляпа ведьмы оригами

    Хохломская роспись урок Хохломская роспись урок Хохломская роспись урок Хохломская роспись урок Хохломская роспись урок Хохломская роспись урок