Хохломская роспись урок

  • Закрыть ... [X]

    Тема занятия: Хохломская роспись. Хохломская уточка

    Цель занятия: Изучение приемов кистевого письма хохломских мастеров. Развитие и умений кружковцев в кистевой манере росписи на примере изучения типовых элементов росписи Хохломы.

    Задачи занятия:
    • Познакомить с историей происхождения техники хохломской росписи.
    • Научить самостоятельно, составлять композицию, использовав при этом изученные элементы хохломской росписи.
    • Подбирать цвет

    Наглядные пособия и инструменты для руководителя кружка:
    • ноутбук
    • предметы хохломской росписи
    • таблицы элементов росписи

    Материалы и инструменты для кружковцев: утка изготовленная из папье- маше, кисти, палитра, гуашь, баночка для воды

    План занятия.
    1. Организационный момент.
    2. Сообщение темы и цели занятия
    3. Актуализация новых знаний, погружение в занятие
    -беседа- лекция : « Хохлома-центр народного художественного промысла». (рассказ сопровождается показом презентации)
    4. Техника исполнения элементов Хохломы
    - показ руководителем приемов хохломского письма
    -цветовая гамма хохломской росписи
    5. Творческая работа детей
    - роспись изделия
    6. Проверка руководителем выполненных работ.
    -самооценка качества выполнения росписи изделия.
    7.Подведение итогов занятия
    - рефлексия
    8. Уборка рабочего места

    Ход занятия

    1. Организационный момент.

    2. Сообщение темы и цели занятия.
    - Здравствуйте ребята! Сегодня придя на работу на столе, я обнаружила деревянную ложку.
    - Посмотрите, какая красивая деревянная ложка, а какая она красочная и яркая. Что же это за роспись? Давайте отправимся вместе в путешествие в страну, где расписывают вот такие ложки.

    Держа ложку в руке и показывая на ней узор, руководитель читает стихотворение про хохлому.

    Хохлома, Хохлома!
    Весь народ свела с ума!
    Яркая, лучистая, узоры золотистые
    Резные ложки и ковши
    Ты разгляди-ка, не спеши.
    Там травка вьется и цветы
    Растут нездешней красоты.
    Блестят они как золотые,
    А может, солнцем залитые.

    -Ребята, тема нашего занятия «Хохломская роспись».
    Сегодня вы узнаете об особенностях хохломской росписи, о том, какую роль и место она занимает в декоративном искусстве, об истории ее зарождения, я познакомлю вас с элементами хохломской росписи, научу их выполнять на данном изделии.

    3.Актуализация новых знаний. (Погружение в урок)

    Посмотрите на нашу ложку и скажите: нравится ли она вам?
    Почему она вам понравилась?

    -Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать?
    Тогда внимательно послушайте мой рассказ. (Рассказ сопровождается презентацией)

    Говорят в давние времена в Москве жил талантливый мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за его труды. Любил свое ремесло, но еще больше любил он свободу. Но однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота русской природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки.
    Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да красотой любоваться. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере донеслась до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких сапог. Узнав о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника, как ни искали. Нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер. Но осталось его удивительное искусство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты.
    Значит, кисть художника была необычной – она была из солнечных лучей.

    Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

    Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристо- оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

    Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Деревня Хохлома была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

    3. Техника исполнения хохломской росписи
    -Давайте рассмотрим изделия хохломской росписи, и увидим как, же изготовляли эти изделия. (Показ сопровождается стихотворением)

    Сколько здесь прекрасных чаш

    - это Вам подарок наш!
    Семеновская хохлома
    Вся золотиста, краснолика!

    А вот поднос.
    В нем алых ягод россыпь,
    Отголоска лета
    В зелени травы,
    Шелковые всплески
    Золотой листвы.

    Вот ладья: цветущий хвост –корма.
    Нос –петушиная головка
    Плывет по лесу хохлома.
    Расписанная очень ловко

    Наши ложки хохломские-
    Самый лучший сувенир.
    С позолотой – не простые
    Прогремели на весь мир.

    Все листочки как листочки.
    Здесь же каждый золотой.
    Красоту такую люди называют ХОХЛОМОЙ!

    Процесс изготовления хохломской посуды

    - Ребята, как вы думаете, как изготовляли эти изделия?

    Деревянные предметы, выточенные на токарном станке, или вырезанная ножом из липы или березы вещь тщательно покрывалась тончайшим слоем глины. Потом сушат в течении нескольких часов. Затем многократно покрывается олифой, красится серебрянкой (алюминиевый порошок), по которому затем наносится роспись масляными красками, главным образом черной и красной, как наиболее жаростойкими. Расписанную вещь вновь несколько раз олифят и сушат в печи. После чего серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще больше пламенеют на золотом и черном фоне, поэтому хохлому называют «золотой».
          


    - Рассмотрев изделия хохломских художников, скажите
    -Какие основные цвета используются в росписи?
    -Какой орнамент присутствует в росписи?

    Хохломская роспись радует нас яркими красками и золотистым сверканием. Краски, использованные в изделиях, символизируют следующее: красный-тепло, огонь, красоту, любовь; золотой- хохломская роспись урок свет, солнце; зеленый – цвет жизни, природы. А на черном фоне хорошо смотрятся все цвета.

    Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой» «яблочком», «ягодкой», «листком». «кудриной»

     

     

     

     

    В хохломе есть два письма: Верховое письмо- это когда узор наносится черной, красной, зеленой и желтой красками на серебристый фон изделия сверху. А фоновое письмо – сначала рисуют концом кисти контуры волнообразного стебля и всех крупных элементов узора, а затем серебристый фон изделия закрывают черной или красной краской, оставляя нарисованный узор незакрашенным.

    Хохломская роспись выполняется от руки без предварительного рисунка, с маху. При этом кисть у самого основания обхватывается тремя пальцами, собранными в щепотку, ставится перпендикулярно к украшаемой поверхности и концом с легким нажимом рисуют тонкую волнистую линию стебелька, ведя ее к себе, и слегка поворачивая кисть в сторону изгибов. От стебелька в обе стороны рисуют завитки: начинают с тонкой линии, затем плавно усиливают нажим на кисть, не забывая вращать ее, и заканчивают тонкой линией. Из отдельных завитков и мазочков разной формы складывается сложный мотив- «кустик», повторяя который можно получить ленту орнамента для украшения края изделия и узкой его грани или заполнить им пустоты, образовавшиеся вдоль стебля в сложной цветочной росписи. (Показ руководителем выполнения элементов хохломской росписи )

     


    В основе травки лежит плавно изгибающий стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки; они по всей длине густо усеяны большими и малыми завитками, напоминающие узкие листочки, каждый из которых имеет свою особую форму; одни листочки группируются вокруг небольших стебельков, другие густо покрывают стебель, перемежаясь с тонкими короткими штрихами; движение всех стебельков и листьев подчинено плавному движению стебля.
    Тренировочное упражнение
    -Ребята на столе у вас лежит полоска бумаги (черная, красная), выберите понравившийся цвет и вместе со мной нарисуем, «осочки», «травинки»- это мазки с небольшим плавным утолщением, «капельки»- прикладываем кисть к изделию, «усики» - изображаем непрерывной линией одинаковой толщины линию, закрученную в спираль, «завитки» - выполняем как и «усики», только с легким нажимом в середине элемента.

    4. Творческая работа детей. (Роспись изделия)
    Простые по форме, а радуют взор.
    Богат и наряден чудесный узор.
    По золоту фона затейливой змейкой
    Орнамент здесь вьется
    По-пробуй, сумей-ка.

    - Ребята на прошлом занятии мы с вами сделали из папье-маше красивую уточку, а сегодня мы с вами распишем ее хохломским узором, чтобы она была сказочно красивой.
    Для этого мы представим себя в роли хохломских мастеров.
    - Но прежде чем приступить к работе, я хочу вам напомнить поговорку: «Каков мастер, таково и дело», «Поспешишь, людей насмешишь».

    Руководитель проводит инструктаж при работе с гуашью и кистью.
    • Краски не пробуем на вкус, и не разбрызгиваем
    • Кисточкой не размахиваем, работаем внимательно и аккуратно
    • Не мешай соседу
    • Краски смешивай на палитре
    • После работы палитру, баночку и кисти хорошо промываем водой

    Самостоятельное выполнение детьми росписи утки. (музыкальный ряд)
    -руководитель проводит индивидуальную работу, помогает детям.

    • Физминутка
    Мы находимся в настоящей мастерской художника, и каждый из вас художник. Представьте узор, который вы хотели бы нарисовать. Вытяните руки, встряхните их, затем легким движением кисти рук поверните влево и вправо, вверх и вниз, а теперь разомните ладони и пальцы рук.

    6.Проверка руководителем выполненных работ. (Выставка работ)

    Вот наши сказочные уточки готовы. Посмотрите, какие они получились красочные, красивые. ( Каждая работа кружковцев рассматривается, учитывается тонкость, аккуратность работы, указываются недостатки в работе)
    Я предлагаю пополнить нашу  выставку нашими выполненными работами.


    7. Подведение итогов.Рефлексия.
    - Ребята, скажите, что вам запомнилось и понравилось на сегодняшнем занятии?
    - Какая информация помогла вам испытать чувство гордости за свой народ?
    - Пригодятся ли вам эти знания в жизни?
    Давайте оценим свою работу и настроение на занятии с помощью цвета. Так как в хохломской росписи присутствуют красный и черный цвет, то мы используем эти два цвета.
    На столе у вас лежат два цвета красный –занятие понравилось, черный- не понравилось. Выберите цвет и прикрепите его на доску.

    Наше занятие подошло к концу, благодарю вас за хорошую работу.

    Литература:
    1. Ю.А.Арбат. Русская народная роспись по дереву. М., Изобразительное искусство, 1970
    2. Н.П.Костерин Учебное рисование. М., Просвещение, 1980
    3. Иллюстрации росписи к презентации взяты из интернета: Яндекс. Картинки. Хохломская роспись
    4. Стихотворения о хохломе. П. Синявский. Хохлома.

     

    НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

     

       

     

     

                         

     

     

     

     

              


    Источник: http://vs0002.akkol.akmoedu.kz/documents/view/bef43b9d3d530f512f774ca0c6a1774c/?p=


    Поделись с друзьями



    Рекомендуем посмотреть ещё:



    Уроки Хохломской росписи мастера Ирины Лямшиной. Обсуждение на Шляпа ведьмы оригами

    Хохломская роспись урок Хохломская роспись урок Хохломская роспись урок Хохломская роспись урок Хохломская роспись урок Хохломская роспись урок

    ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ